Необходимые пояснения:
About | Copyleft | Disclaimer
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
02:21 

Кое-что о смысле жизни

Servidor de la Palabra
***

Пили мы как-то с китайским врачом,
Доктором Ай Бо Ли,
И, долго споря о том и о сем,
К истине не пришли.

Мне Ай Бо Ли говорил, смеясь:
«В жизни я знаю толк!
И человек человеку - мразь,
Вирус, чума и волк».

Мне Ай Бо Ли говорил: «Кранты
Истине в жизни сей.
Ваши стремления и мечты
Подобны миске червей».

«Равное, - он говорил, - говно -
Служенье добру или злу.
И то и другое в конце все равно
Превратится в золу».

«Налей, - говорил он, - еще по одной,
И я объясню суть вещей.
Правду под вашей сраной луной
Ищи у китайских врачей».

Так говорил Ай Бо Ли: «Лишь мы
Ведаем, что к чему.
А вы, заложники света и тьмы,
Все равно падете во тьму».

«Смерти, - сказал он, - разницы нет,
Лев ты или шакал,
И ты не найдешь ничего в ответ,
Сколько бы ни искал».

И на немое мое «Как же быть?»
Ай Бо Ли хрустел огурцом:
«Следует пить, пока есть что налить,
Да и дело с концом.

Вы, разумная плесень, пришли,
Куда вас никто не звал, -
Ну так тяните соки земли,
Пока не ушли в отвал.

Не вам высокого смысла искать
И выбирать из двух зол.
Добрым и злым все одно подыхать.
Понял дао, козел?»

И доктор уверенно хохотал,
А под утро куда-то исчез...
Я же, покинув затхлый подвал,
Вышел на воздух - и вдруг увидал
Крест от земли до небес.

30 ноября 2003 г.

04:15 

Servidor de la Palabra
Каждый, кто желает изменить мир, между прочим, должен быть готов к тому, что Голгофы не миновать. Это обязательная цена. Изменить мир возможно (я бы даже сказал, что только к этому и надо стремиться - никак не меньше), но я назвал необходимое условие.


Ах, да. И начинать, конечно же, всегда приходится с себя.

16:31 

Зачем люди пишут дневники

Servidor de la Palabra
Вот и начинаю постепенно знакомиться со здешними людьми. Lin (http://diary.ru/~lin) меня спросила, чего я решил завести @дневник. Я ей сказал правду, но вопрос от этого не снялся.

В старые времена дневники писали, скрывая ото всех. Теперь, кажется, наоборот: их пишут у всех на виду.

Мне это напоминает Диогена с его фонарем: "Ищу человека!" - это посреди-то Афин, где, казалось бы, этого добра пруд пруди.

Очевидно, есть некий кризис общения - точнее, кризис УСЛЫШАННОСТИ. Поднимаемся на крышу, чтобы известить полгорода о своем желании пописать - выходим на шумную площадь в надежде найти того, кому будет интересен наш шепот. Но наш шепот не слышен, пока каждый кричит, ожидая, не прислушаются ли к нему.

Тс-с-с! Слушаем тишину.

Очевидно, эти заметки ожидает общая судьба. Здесь почти 17 тысяч @дневников, по 40-50 новых голосов в день, по полторы тысячи новых записей, по 2000 комментариев. Не так давно я тусовался на сайте самодеятельных писателей, где было 7000 авторов и ни одного читателя. Писатели читали друг друга или самих себя. В общем гвалте никто не различит добавление моей речи - она окажет разве что статистическое влияние, когда вместе с тысячей других голосов вызовет повышение шумового фона еще на 1 децибел.

Точно такое же влияние на население земного шара оказало мое появление на свет.

Когда все вокруг говорят - для оригинальности можно и помолчать. Но я устал быть оригинальным. Теперь мне хочется влиться в толпу.

Одинокие Робинзоны в человеческом океане запечатывают в бутылки записки и бросают их в волны. Бутылки с разных островов сбиваются в стаи и загромождают морской простор, подобно саргассовым водорослям. Вот и "Diary.Ru" - такая же группа бутылок-саргасс посреди океана. Поселюсь на этом фантомном острове одиноким рачком-отшельником, буду строить домик из морского мусора, пока не смоет его очередной набежавшей волной.

02:10 

Зачем пишут дневники - 2

Servidor de la Palabra
А ты, скажут мне, - ну а ты-то что?
И я - то же, что и все :)

Какая это обычная сегодня драма: при постоянном говорении - некому СКАЗАТЬ, при постоянном давлении на барабанные перепонки - некем быть УСЛЫШАННЫМ.

Адам и Ева после грехопадения утратили дар богообщения. О, сколько это стоит - быть в непрестанном диалоге с тем, кто слышит тебя прежде, чем ты успел сказать, кто понимает тебя глубже и вернее, чем ты - сам себя, кто, в общем-то, гораздо ближе и роднее тебе, чем ты сам. Монахи-исихасты бросали все и уходили в пустыню - только ради того, чтобы восстановить этот утраченный диалог. И Он открывался им, и шла безмолвная речь - так, что не замечали, как пролетают годы. А нам остается лишь вести дневники. Но мы тем самым где-то сродни древним подвижникам - мы тоже проходим свою пустыню, хоть и принимает она подчас парадоксальные и убогие формы.

В вечности нам покажут и другие дневники - те, в которых записано все, что хотели да не сумели (не успели) сказать. И мы потратим не одну тысячу лет (хотя времени там не существует), шелестя их страницами. И Он будет читать их вместе с нами, дыша где-то рядом и иногда отвлекая наше внимание, и мы будем чувствовать Его тепло у своей щеки. О... но так не скоро это будет. У кого раньше, у кого позже.

Когда начинается Его речь, все слова прекращаются. И исихасты были правы с их поклонением безмолвию. Оно содержательнее и точнее любых слов.

Наши дневники - это память блудного сына, затерявшегося в гуле больших городов. Расплата за то, что нет сил покинуть их асфальт, фаст-фуд и телевизор по вечерам.

А чтобы услышать Его голос, надо пройти пустыню. Это закон.

02:41 

В пустыне больших городов

Servidor de la Palabra
Чем-то наше поколение ("восьмидесятники" и позже) лучше предыдущих, при всей нашей аморальности, слабости, тщетности и суете. У тех не было такой... вопиющести, что ли. Наше сиротство - наш щит. Духовная сфера поколения, к которому принадлежат мои родители, - теплая кухня (где можно вести разговоры под контрабандный кофе и совковую гитару, пошло радуясь, что не слышит вездесущий КГБ). Духовная сфера нашего поколения - мокрый асфальт, темный переулок. Спасибо Совку, что он сдох и вышвырнул нас из комфортного обиталища наших предков в городские джунгли. Да, мы под дождем, а не под крышей, но - на минуточку! - мы-то ведь под открытым небом.

Постсоветский молодой россиянин по привычке млеет от теплоты родительского очага - отсюда вся эта привязанность к тогдашней атрибутике, "голубым огонькам", салату оливье и комедии "Ирония судьбы". Теплая кухня и нас к себе зовет. Но, увлекшись на ее зов, есть шанс продать еще не приобретенное первородство за чечевичную похлебку.

* * *

Православные христиане чинно ходят молиться Христу в храм с паникадилом на потолке, но помнят ли они, где молился Сам Христос? Они - в своих храмах, а какой-нибудь бомж или гопник на голой улице, на пустыре - т.е. именно в том храме, которого было достаточно самому Сыну Божию.

* * *

"Меня ждет на улице дождь -
Их ждет дома обед"
(В.Цой)

Помню, однажды я сходил на пасхальную литургию со своими приятелями (они, в отличие от меня, происходили из православных семей и веру не обретали, а унаследовали). Отстояли мы службу в теплом, пахнущем ладаном храме (какая-то милая уютная церквушка со скаженными бабульками и, кажется, в меру пьющим батюшкой). Мне показалось, меня оглушило небо. Выйдя из храма после причастия, захотелось в иорданскую пустыню, в Палестину, в какой-нибудь израильский кара-кум - брести без воды среди чахлой растительности, вперяя взор в горизонт: не покажутся ли там, в мареве и дымке, апостолы, идущие со своим Учителем? Пока я в полном онемении торчал у паперти, приятели мои подсчитали наличность и позвали меня в ближнее кафе - разговляться и кушать борщ с мясом (Пасха, пост кончился, теперь можно). И мы сидели за этим борщом - они вели благочестивые разговоры и были довольны жизнью, а я чувствовал себя Иудой.

Какие они были, в общем-то славные ребята - спокойные, уравновешенные, положительные, как говорят сейчас. Но от их борща после литургии меня тошнит до сих пор.

* * *

Эпоха Откровения все расставит по своим местам. Почему-то думается мне, что те, которые сейчас благочестиво ходят в храмы, так ничего и не заметят (как не заметили 2000 лет назад их иудейские собратья). А заметят как раз совсем другие - наш человек гопник подзаборный, калика перехожий да какая-нибудь ночная бабочка с Тверской.
"Я пришел к не искавшим Меня и открылся не вопрошавшим о Мне".

Лучше быть еретиком, чем таким, у которого все правильно.

03:03 

"Что вижу - о том пою"

Servidor de la Palabra
Некрасов сказал бы на это - "создал песню, подобную стону" :)

Ну и создал. Какая жизнь - такие и песни.

21:28 

Мирное очарование смерти

Servidor de la Palabra
По телеканалу "Культура" случайно видел кусок передачи (кажется, "Сферы";). Рассказывали об изготовлении посмертных масок. Оказывается, все великие (а также некоторые не очень) в обязательном порядке после кончины проходят процедуру снятия маски. Некоторые (например, С.Бондарчук) "посмертную маску" снимают с себя еще при жизни. Бондарчук успел уже дважды, и еще жив. В этом он опередил Льва Толстого (с которого сняли лишь одну маску, да и ту плохо) и догнал Ивана Тургенева (после смерти готорого было снято две маски). У Бондарчука есть еще шанс вырваться вперед - когда он скончается, посмертная маска станет уже третьей в коллекции.

Ему впору рисовать звездочки на фюзеляже.

Есть даже специальный музей, где хранятся эти маски.

Я смотрел на эти маски как зачарованный. В смерти, бывает, люди раскрываются так, как не раскрывались в жизни. Лица мертвых различаются, как лица живых. От некоторых - впечатление, что они что-то поняли ТАМ, за барьером.

Поразительная упокоенность мертвого лица Есенина. Чье-то худое моложавое лицо с высоким лбом и бородкой - кажется, Мережковского. Покой, превосходящий обычное спокойное лицо спящего человека. Покой уже не отсюда..

У Ахматовой выражение лица страдающее - как будто она зажмурилась от боли в сердце. Измученная старая женщина. Лев Толстой на маске в полном смятении. Разные, разные лица. У Высоцкого такой вид, словно он сейчас откроет глаза, встанет и пойдет. Оживший гипсовый слепок... кошмар.

"Наконец-то" - написано на лице Андрея Миронова.

По лицу мертвого, наверное, только и становится понятно, чего и сколько ему довелось пережить.

"Все проходит, - было написано на кольце царя Соломона. - Пройдет и это". Кто как, а я от этой мысли всегда ощущаю покой.

00:51 

В одеждах цвета горечи и яда

Servidor de la Palabra
...рассудок мой холодным мертвецом
плывет по Темзе вверх лицом.


Как у меня все по-уродски. На четыре дня выпал из жизни. Просидел в четырех стенах, подвел людей. Меня, оказывается, ждали там, куда я не пошел. Теперь полон отвращения к себе и даже не знаю, чем и как буду заглаживать вину. Меня, конечно, извинят, и даже восстановят доверие. Но я знаю, что способность подводить никуда не утратил и она снова всплывет.

"Какое мерзкое существо человек", - лезет в голову мысль. Ну конечно - всегда, когда нагадим, хочется валить на род человеческий, а не на себя лично. Я, я виноват, а не род человеческий.

Вот винить себя привык, а менять себя - хрен. У кого-то бывает покаяние, а у меня комплекс вины.


:nafig:

18:18 

Очарование смерти - 2

Servidor de la Palabra
Очевидно, всегда надо немного умереть, чтобы начать видеть смысл в жизни. Я далек от мысли, что жизнь сама по себе есть смысл. Несомненно, каждая жизнь имеет некое предназначение. Но чтобы понять его, необходимо выйти за грань, необходимо взглянуть извне.

Точно так же смысл многих событий становится понятен нам лишь ретроспективно, по прошествии времени. Я сам могу привести много примеров, когда происходящее тяготило и возмущало меня, но спустя время я наблюдал его изумительные плоды и понимал, что никак иначе они не были бы возможны.

Так и наша жизнь получает оправдание и смысл, когда мы научаемся выходить за нее. И окончательное оправдание получит уже ТАМ. Оправдание - или неоправдание. Зависит от того, насколько она состоялась.

Бердяев называл это опытом трансцендирования. Старцы-мистики, говоря о "памятовании смерти", имели в виду именно это, а не унылый танатизм, который им часто приписывают.

18:20 

Servidor de la Palabra
Возможно, каждый человек оправдан уже одним тем, что смертен. И тем самым заслуживает соответствующего отношения.

00:51 

Знать себе цену

Servidor de la Palabra
Как мы реагируем на порицания и похвалы? Постепенно я пришел к выводу, что самая оптимальная позиция - не принимать близко к сердцу того и другого. (Исключение составляют те несколько человек - обычно их очень мало - чье мнение для нас действительно ценно). Когда нас оценивают (неважно - положительно или отрицательно), нас тем самым уже ограничивают, вводят в рамки, ставят на какие-то рельсы.

Чужая оценка, тем самым, как бы программирует нас. Эрик Берн писал, что именно так, например, родители "программируют" детей на ту или иную судьбу.

Весь окружающий социум нас непрестанно оценивает и присваивает определенный статус - по тысяче различных параметров. Самое печальное, что может произойти в результате - поддаться этому статусу и начать "соответствовать". Утрачивается нечто крайне важное - некий интимный суверенитет, способность к непредсказуемости, к спонтанному и искреннему проявлению. Нечто вроде того, о чем Inoy написал в заметке "Большая Игра - Жизнь" (http://diary.ru/~inoy/?&year=20...th=1&day=18).

Не является адекватной даже наша самооценка. Думаю, наиболее правильно относиться к человеку как к тайне - как для окружающих, так и для самого себя.

Так и проверяется степень нашей внутренней свободы. Видимо, это соответствует какому-то тайному инстинкту суверенности, наличие которого в нас несомненно.

***

Да, так а что же с тем, чтобы "знать себе цену"? А то, что нет никакой цены - ни положительной, ни отрицательной. Нет шкалы, по которой человека можно оценить. Он редко когда достоин тех похвал, которые ему адресуют, и, как правило, несправедливо его порицать - даже когда есть за что. О его делах и словах еще можно судить адекватно, о нем же самом - никогда, всегда попадем впросак.

Дзеновские учителя не случайно культивировали такой уход от рациональной оценки себя и окружающих - чтобы прийти в результате к способности жить вне заданных извне рамок, в постоянном озарении и вдохновении. А мы - европейцы, нам труднее. Хотя русскому человеку (генетически происходящему от Иванушки-дурачка) это все же проще, чем любому из европейцев.


01:28 

Духовный прогресс

Servidor de la Palabra
Улучшается ли человечество со временем? Можно ли сказать, что мы утонченнее и гуманнее наших предков?

Наблюдая окружающую действительность и сравнивая ее с тем, что известно о предках (к примеру, XVIII-XIX столетия), прихожу к выводу, что вряд ли. Мы не гуманнее - это точно, мы, скорее, более чувствительны и сентиментальны, более склонны жалеть себя и, как следствие, более жестоки и равнодушны к другим. Видимо, играет роль скученность, перенаселенность и городская среда.

Литература - хороший показатель качества духовной среды. Если взять ее за основу, окажется, что мы более суетны, более поспешны в суждениях, более тщетны и тщеславны и в тысячу раз более инфантильны. Мы также в тысячу раз менее искренни. Мы стали более склонны к интраверсии и даже некоему аутизму. Современный человек не лучше предков - он сложнее. Не утонченнее, а, скорее, замороченнее.

Но есть в нас и кое-что обнадеживающее. В литературе последнее время входит в моду стиль "новая искренность", вытесняя постмодернизм. Это кое о чем говорит.

Ничего еще не решено, и перспективы неясные. Думаю, в ближайшую эпоху нам светит не только экологический кризис. Также до предела обострится борьба между лучшим и худшим в нашей нравственной природе. И тогда быть "средним человеком" будет почти невозможно. Люди будут либо ниспадать до нижеестественного уровня, либо ценой последних сил прорываться к высоте. Последние времена не будут иметь равных ни по степени проклятости, ни по примерам святости.

01:36 

Alone one...

Servidor de la Palabra
Какая-то мне свойственна трагическая незавершенность отношений. Вспоминаю своих друзей. Всегда дружба с ними доходила до какого-то предела, а потом я продолжал движение в одном направлении, а они либо - в другом, либо оставались чего-то ждать...

При этом, правда, никто, как правило, не обижен и не оскорблен таким отдалением. Наступает момент исчерпанности отношений - он всегда ощутим. Переносится это тяжело - мною, по крайней мере. Но я сам же не стремлюсь такие отношения искусственно поддерживать. Нет, нет, лучше честно и по доброму расстаться. У тебя своя дорога, у меня своя. Бог даст - сойдутся наши пути снова.

И - очередное имя, очередная еженощная теплая слеза на внутренней "Стене плача".

Так и идем - от одиночества к одиночеству.

Очевидно, инстинктивный страх привязаться - к чему? К земле? Ко времени? К этому миру?.. Что угодно - но это не банальный эгоизм. Может быть, просто обостренное переживание тщетности всего "чисто человеческого" и нежелание строить вокруг себя очередную иллюзию.

Мы либо культивируем иллюзии внутри и вне себя, как видимость автономности от того, что не в силах изменить, либо ищем источник той силы, которая определяет "волю неумолимого рока". Тем самым обретается свобода, но взамен приходится обходиться без иллюзий.

Это все-таки не страх, это какое-то именно ощущение войска на марше. И хотелось бы осесть где-нибудь домом, обзавестись соседями и семьей, начать "возделывать свой сад". Но впереди маячит линия фронта - уж я ее вижу, никуда не деться. И как бы мне ни нравилась эта местность - если я здесь заторможу, моя война сама найдет меня: она вернется сюда снова. И чтобы этого не случилось, идти должен я. Пока я в движении - я сам определяю направление (хотя свобода эта призрачна). Остановлюсь - выберут за меня.

Я вернусь - но не раньше, чем мы "дойдем до Берлина".

***

Минуту спустя
Инстинкт аутсайдера. Но outside видишь больше, и больше ощущаешь взаимосвязь всего. Находясь inside, легко научиться принимать потолок за небо - как "социум" из пелевинского рассказа "Затворник и Шестипалый" (на мой взгляд - единственное его гениальное произведение).


00:44 

Стихи, найденные в интернете

Servidor de la Palabra
Подражание арабскому

Словно молния во мраке,
Ты сверкнула на пороге,
Как жемчужина в клоаке,
Как монетка на дороге.

Словно молния во мраке,
Ты мелькнула и пропала,
Ты, удар чекана в драке,
Отражение кристалла!

И теперь, живой покуда,
Волком рыскаю по свету
И ищу тебя повсюду,
Драгоценную монету!

И теперь, живой покуда,
Пью вино и всё же сохну.
Я ищу тебя, и буду
Вновь искать, пока не сдохну.

(Антон Ботев)

07:30 

Immer Neues

Servidor de la Palabra
Вновь и вновь поражаюсь, как НЕЗНАКОМ всегда даже самый знакомый человек. Даже с тем, кого знаешь, казалось бы, давно и хорошо, каждая встреча может быть, как первое свидание. И итог - потрясение.

Что мешает этому? Вероятно, обыденность. Привычка жить "в колее", пред-ожидать результат, мыслить "протяженно", предполагать.

03:08 

Соразделение

Servidor de la Palabra
Мать приходит с работы и видит, что у дочери (девочка старшего школьного возраста) жар - температура 39.
Уже поздний вечер - ребенок лежит на диване совершенно измученный жаром и еле дышит.
Мать становится на колени перед образом Божией Матери и молится так: "Прошу Тебя, если это возможно - забери у дочки болезнь и дай ее мне. Пусть она отдохнет хотя бы до утра".
Не успев закончить молитву, мать падает с температурой. Дочь встает совершенно здоровая. Мать проводит в жару всю ночь, но к утру болезнь неожиданно полностью покидает и ее. Обе - и мать, и дочь - здоровы совершенно.

С образа на них смотрит Пресвятая Дева. Она одна знает цену этому чуду.

(Реальный случай)

03:18 

Непонимание

Servidor de la Palabra
В средней школе учительница предложила детям такую игру: составить словесный портрет своего товарища. Затем собрала полученные описания и тактично, не называя имен, стала читать перед классом. И дети сходу узнавали, о ком идет речь, и кричали: "Это же Катя!" Или: "Денис!" Катя или Денис сидели в полном изумлении, ибо узнавали о себе в этот момент много нового. Одноклассники умудрялись предельно точно заметить его лучшие черты и достоинства.

***

Учительница рассказывала мне об этом опыте чуть не со слезами. Дело в том, что отзывы одноклассников о том или ином ребенке она сравнила с отзывом его собственных родителей.

Разница потрясает. Судите сами (пример привожу дословно).

Отзыв одноклассников о девочке:
"Она добрая, очень отзывчивая девушка. Ей присущи доброта, чуткость, сострадание, доверчивость к людям. Она общительна, весела, разговорчива. Очень любит животных. Она добрый, хороший друг. Ее сердце наполнено любовью к друзьям".

Отзыв родной матери этой девочки о своей дочери:
"Лентяйка, грубиянка. Она на меня кричит, истерзала совсем. Уберите ее от меня, я не могу с ней жить".

Добавить просто нечего.

04:27 

Непонимание-2

Servidor de la Palabra
Прочитали предыдущую запись? А теперь - внимание, вопрос:

Кому вы склонны поверить?

Вопрос: Я считаю, что правду о девочке...
1. ...написали сверстники. 
2  (20%)
2. ...сказала мать. 
0  (0%)
3. ...не знает никто. 
8  (80%)
Всего: 10
URL
01:16 

Комментируя @дневники...

Servidor de la Palabra
Видимо, есть связь между красотой человека и тем, как на него посмотреть. Качество чужого взгляда подчас реально влияет на внешность (не говоря уже о характере).

Взглядом можно снять с человека красоту, как стружку. Сколько людей, вот так "обструганных" чужими взглядами! Каждый равнодушный (а уж злой или презрительный - тем более) взгляд заставляет человека чуть-чуть увянуть.

Мы все можем быть друг для друга такими маленькими медузами-горгонами.

И можно, наоборот, взглядом облекать человека в красоту, и в доброту, и в силу. Но это такой редкий дар! Однако, может быть, вам (а мне - точно!) встречались люди, обладающие таким "созидающим" взглядом.

00:34 

Движение - жизнь

Servidor de la Palabra
Выйти из дома, когда некуда идти... Пойти туда, где нечего искать... Найти силы, когда их просто нет.

Как это трудно, почти невозможно! Но там мы и становимся больше самих себя, где делаем то, что, по идее, не способны сделать. Жизнь мало-помалу учит этому полезнейшему навыку. Делать то, что можешь - хорошо, но мало. Это значит, когда не сможешь - не сделаешь. А вот каждый день дерзать на что-то невозможное... Именно что каждый день. Постепенно войдет в привычку.

Тогда однажды вдруг пойдешь по воде, забыв, что так не бывает.

***

Собственно, невозможных вещей вокруг нас пруд пруди. Богатый материал для тренировок. Иногда невозможны простейшие вещи: встать с дивана. Прибраться в комнате. Куда-то поехать, вместо того, чтобы дома в потолок плевать.

Вся тайна - в маленьких, но постоянных усилиях.

Угол ладьи и звезды

главная